Нормы сексуального поведения

Нормы сексуального поведения
  • Мифологическое сознание не могло не задаваться и вопросом о специфике мужской и женской сексуальности. В древнегреческой и древнеиндийской мифологии есть сходный миф о мужчине, который по воле богов дважды менял пол. В греческом варианте, сохраненном Овидием, это предсказатель Тирезий, а в индийском (Махабхарата, XIII) — могущественный царь Бхангасвана. Оценивая свои сексуальные переживания в обеих ипостасях, оба отдают предпочтение женской. По словам Тирезия, женщина наслаждается любовью в 9 раз больше, чем мужчина. Это, естественно, отражает мужскую точку зрения. Поскольку семя, как уже говорилось, наделяется магическими свойствами, первобытное сознание весьма чувствительно к его возможной потере. Это мотивируется, с одной стороны, страхом утраты жизненной силы, а с другой — боязнью колдовства: если в семени содержится весь человек, то враг, овладевший семенем, может заколдовать его. Этим объясняется распространенность табуирования мастурбации. Особенно суровы запреты на сей счет в иудаизме. Общеизвестна библейская (Бытие, 38, 8—10) история об Онане, умерщвленном богом за то, что он изливал семя свое на землю. Хотя преступление Онана заключалось не в растрате семени, а в том, что он ослушался бога — не женился на вдове своего брата, слово «онанизм» стало синонимом самостимуляции. Позже Талмуд вообще запрещает евреям касаться руками полового члена даже при мочеиспускании. Запреты мастурбации в большей или меньшей степени характерны также для христианства, ислама и конфуцианства. Однако и здесь есть вариации. Многие культуры неодинаково оценивают мастурбацию детей и взрослых. Например, мангайцы (острова Кука в Полинезии) считают мастурбацию вполне нормальной для мальчиков и девочек младше 10 лет; подростки старше этого возраста уже начинают гетеросексуальную жизнь, их мастурбация рассматривается как пережиток детства. Сходные установки существуют в Меланезии: мастурбация поощряется у маленьких мальчиков, допускается у подростков и осуждается у взрослых мужчин. Мы сможем достигнуть безупречной эрекции с помощью Tadajoy 20Snovitra-20Malegra 100. Принципиальное различие между детской и взрослой мастурбацией проводило и средневековое христианство. Античная Греция вообще не знала подобных запретов, а тантризм даже поощрял мастурбацию женщин.

Нормы сексуального поведения разных народов

  • Следует еще раз подчеркнуть, что принятые у разных народов нормы сексуального поведения, включая его эротический код и технику, не могут быть поняты из самих себя или общих закономерностей репродуктивного поведения. Они всегда соотносятся со свойствами культуры и конкретного образа жизни. У всех народов мира существуют многочисленные хозяйственные и сезонные запреты, связанные с определенными фазами общественной жизни племени или индивидуального жизненного цикла. Таковы, например, охотничьи табу, запрещавшие половые сношения в период подготовки и проведения охоты, известные у многих народов Америки, Европы, Океании, Африки и Азии. Подобные же запреты существовали и в связи с другими видами общественной деятельности — скотоводством, земледелием, ремеслом, путешествиями, войной и т. д. На первый взгляд кажется, что все это — следствие осознания реального биологического факта: сексуальная активность ослабляет мужчину в ситуациях, требующих максимального напряжения физических или духовных сил, что вынуждает его к временному воздержанию. Однако вопрос куда сложнее. Возьмем, например, так называемые репродуктивные табу, регулирующие отношения полов и поведение женщин в период менструаций, беременности и после родов. Запреты эти, сочетающиеся с ограничениями социальной активности женщин, весьма распространены. По подсчетам супругов Пейдж, 63% обследованных ими обществ запрещают половые сношения в период беременности, 73% — в период менструаций, 93% — в послеродовой период. Поскольку такие запреты, иногда весьма длительные, адресованы мужчинам и мотивируются опасностью их сексуального «осквернения», «загрязнения», их обычно считают «антифеминистскими». Если вдуматься, данные табу, особенно послеродовые, охраняют здоровье женщины и ребенка. В трудных условиях первобытного общества кормление ребенка грудью продолжалось очень долго — 2—3 года, а то и дольше. Новая беременность в это время социально нежелательна. Бушмены даже практикуют инфантицид, убивая новорожденного, если предыдущий ребенок не начал ходить. Табуирование женщины, в каких бы терминах оно ни формулировалось, объективно служит средством регулирования рождаемости и сохранения потомства. Культура стремится с помощью запретов восполнить утраченные человеком сезонные биологические регуляторы (эструс и т. п.) сексуальной активности не по эротическим, а по репродуктивным мотивам. Что касается мотива «осквернения», то запрет обращен к мужчинам.

Культурно-символические, естественно-биологические и социально-экономические аспекты

  • Как и в других случаях, культурно-символические, естественно-биологические и социально-экономические аспекты здесь тесно переплетаются. Фрэзер объяснял религиозные запреты контактов с менструирующей женщиной (мужчинам иногда запрещается не только иметь с ней половую связь, но и есть приготовленную ею пищу, находится с нею с одном помещении и т. д.) прежде всего страхом первобытного человека перед всяким пролитием крови. В последние годы представление о том, что половой акт и вообще телесный контакт с менструирующей женщиной подрывает шансы мужчин на удачу в охоте и в порядке экстраполяции — в рыбной ловле и войне, как будто получает и «натуралистическое» объяснение. Как известно, самые строгие запреты такого рода существуют у племен, живущих преимущественно охотой и собирательством. Запах крови отпугивает травоядных животных, на которых чаще всего охотятся люди, и, напротив, привлекает хищников. Кроме того, существует мнение, что женские запахи, связанные с вагинальными выделениями, менструацией и молокоотделением, значительнее устойчивее, чем запахи мужского тела, так что, возможно, именно этим, а не разницей в физической силе объясняется исключение женщин из охотничьей деятельности. Типичный недостаток межкультурного изучения менструальных обычаев, как и большинства репродуктивных табу, — все они проводились до сих пор с мужской точки зрения, женские переживания и ценности во внимание не принимались. Между тем некоторые запреты могли быть средствами женской самозащиты, позволяя женщинам в определенные периоды уклоняться от выполнения тех или иных обязанностей, например, приготовления пищи.